Журнал «Строительство и архитектура Москвы №1», 1969 г.

ШКОЛА РУССКОГО БАЛЕТА
Комплекс зданий Московского академического хореографического училища

    Балет начинается с детства. Именно в детстве делается первый посев мечты, надежды. Взойдет он лишь через годы, годы упорного и трепетного труда. Детство не знает незаметных, мелких событий. Все впитывает память, все формирует характер. Все окружающее создает тот или иной строй эмоций, кристаллизует настроение. Жизненные впечатления детства накапливаются дома, в кругу родных, за книгой, в театре, на сцене, в общении с природой и одной из ее производных – с архитектурой. И этого не могут не учитывать зодчие.
     В этой связи особенно понятно стремление архитекторов создать совершенно новый, ясный и теплый образ такого сооружения, такого сложного комплекса школы для детей с повышенной эмоциональной восприимчивостью, каким является Московское государственное академическое хореографическое училище. Тем более, что подобное заведение предстояло проектировать и строить в нашей стране впервые. Именно эти обстоятельства вызывали у авторов проекта потребность не останавливаться на, казалось бы, уже выношенном решении, а проверить ряд различных вариантов на макетах и подрамниках, выслушать на архитектурных советах мнение своих коллег, побеседовать с художественными руководителями, педагогами, учащимися, словом, со всеми теми, кому предстояло работать, учиться и жить в создаваемом комплексе.
     Авторский коллектив во главе с архитектором В. Лебедевым проявил повышенную требовательность к своему творчеству, подлинную взволнованность и искренность в поисках образа сооружений хореографического училища.
     Большая и трудна творческая работа нашла воплощение в очень серьезном проекте, в ясной и четкой структуре построения простых пропорциональных объемов. Новизна же темы, потребовавшая изучения многообразной и сложной технологии училища, сочетающего функции общеобразовательной школы с функциями первоклассной школы балетного мастерства, придала всему процессу проектирования и строительства несколько экспериментальный характер.
     Архитектура всего комплекса очень современна и в то же время несет в себе лучшие традиции русских мастеров, мастеров старшего поколения советской архитектурной школы. Самое интересное то, что это новое произведение глубоко самобытно и являет собой пример большого, одухотворенного мастерства как архитекторов, так и строителей.
Хореографическое училище, построенное в районе Фрунзенской набережной, - это самостоятельный комплекс, включающий, как уже отмечалось, общеобразовательную школу на 600 учащихся, интернат на 300 человек и школьный театр с залом на 400 мест.
     Относительно небольшие размеры свободной территории (3,2 га) в условиях сложившейся застройки обусловили компактность всей архитектурно-пространственной композиции.
Трехэтажный учебный комплекс с интернатом образует прямоугольник размером 81х93 м с озелененным внутренним двором – летней рекреацией и игровыми площадками. Вокруг двора по этажам распределены все помещения, сгруппированные по своим функциональным обязанностям.
     В первом этаже – вестибюль, помещения администрации, комнаты стажеров, медицинский пункт и столовая с пищеблоком.
     Двадцать учебных классов размещены по периметру корпуса на втором этаже. Это большие залы высотой 4,2 м, площадью 187-137 м² со специальными щитовыми полами, имеющими 3% уклон в сторону зеркал, которые занимают всю стену. Кроме фортепианного сопровождения в каждом зале предусмотрена трансляция музыки по радио по специальным программам. Здесь же, на втором этаже, душевые с раздевалками и санитарные удобства. Широкий, остекленный в сторону двора коридор обеспечивает просмотр всего объема в целом.
     Общеобразовательные и музыкальные классы, учебные кабинеты и кабинеты педагогов, рекреационные холлы, библиотека с читальным залом, пионерская комната размещены на третьем этаже. Здесь же и интернат со спальными комнатами, помещения для отдыха, для приготовления уроков и комнаты воспитателей.
     Театральный корпус занимает самостоятельное положение и имеет свой вход со стороны вестибюля и фойе. Вместе с тем он связан с учебным зданием крытой галереей, где размещены костюмерные и гримерные, а также спортивный зал.
     Учебный театр располагает сценическим планшетом площадью 540 м². Эта площадка в учебное время используется для изучения наиболее сложных и требующих большого пространства танцев и является своеобразным классом сценического мастерства. Сцена механизирована (проект оборудования и механизации выполнен в институте «Гипротеатр») и позволяет осуществить постановку любого балетного спектакля. Предусмотрено место для симфонического оркестра.
     Зал радиофицирован и кинофицирован, обеспечен, как и классы танца, кондиционированным воздухом, поступающим от центральной подземной установки.
     Функционально решенный план, непрерывная система «переливающихся» пространств, пространственные связи и крупное остекление, зрительно способствующие соединению пространства вестибюля и рекреаций с открытым зеленым двором, раскрывающимся в сторону театра, - все это создает четкое объемно-пространственное единство всего архитектурного комплекса. Раскрывает его пластические формы.
Единство комплекса обеспечивается и удачным выбором отделочных материалов: естественный камень (светлый «бодрхаский» известняк) и дуб. Плитами известняка облицованы все фасады и дворик. Полы вестибюля школьного здания и театрального фойе также светлого тона – белый мрамор. Дверная и оконная столярка и отделка стен театра – светлый дуб.
     Принцип единства был проведен и в выборе материала подшивных акустических потолков основных помещений: они выполнены в «травертоне» светло-серого цвета. Моющиеся обои двух светлых тонов покрывают внутренние поверхности стен и колонны.
     Авторы проекта сознательно отказались от разнообразия цвета и материалов в отделке. Единство характера архитектуры, материала и цвета – принципиальная основа их стремления создать цельное архитектурно-художественное восприятие всего комплекса.
     Очень деликатно, масштабно тонко решен интерьер театра. Все весьма сдержанно и в то же время торжественно и тепло. Белый штукатурный потолок, выполненный в виде легкого и чистого подвесного складчатого полога. И строгие стены зала из светлых дубовых панелей просто и элегантно решают весь интерьер.
     Желание авторов подчеркнуть камерный, школьный характер театра, его масштаб крупными ясными формами и чистотой композиционного решения оказалось выполненным.
Зрительное соединение вестибюля, фойе и внешнего пространства создает ощущение широты и свободы композиции.
     Единством отличаются также благоустройство и озеленение территории. Здесь зеленый газон и только две породы деревьев – клен и кедр с вкраплением рябины.
     Несмотря на относительно сложные градостроительные условия, авторы нашли органически ясное и цельное решение, создав компактную композицию, отвечающую функциональным требованиям.
Все фасады «главные», и каждый из них – архитектурно-скульптурная пластика целого. Объемно-пространственное формообразование четко и легко читается. Этому способствует определенные прием: здание как бы приподнято на зеленый пьедестал – подиум.
     Пластичность, т.е. по существу скульптурность образа, позволила авторам обойтись без средств монументального искусства. Однако не исключена в дальнейшем возможность постановки скульптуры в системе вновь созданных пространств. Но для этого, видимо, надо будет объявить специальный конкурс. Жаль, что это не произошло в период проектирования и строительства.
Нельзя не сказать и о некоторых недостатках, в какой-то мере омрачающих общее впечатление.
     В целом строительные и отделочные работы отличаются хорошим качеством. Однако обращает на себя внимание недостаточно высокое качество некоторых благоустроительных работ. Например, бетонные дорожки во внутреннем дворе училища выполнены небрежно, без учета проектного рисунка. Также не по проекту сделаны бетонные ступеньки наружных лестниц, оформляющих перепады рельефа внутреннего дворика.
     Интересно пластически задуманные надстройки на кровле должны были иметь фактуру стен первого этажа – каменную декоративную штукатурку, однако ее заменили простой покраской.
Неудачно запроектированы и осуществлены на здании театра металлические пожарные лестницы и фонари с дымовыми люками.
     К сожалению, авторам не удалось осуществить в таком виде, как намечалось, наружные лестницы – входы в училище. Они потеряли легкость, стали грузными и грубыми.
     Наконец, нужно сказать и о том, что установленная в зале мебель не вполне соответствует задуманной и не гармонирует с архитектурой театра.
     Большинство этих досадных просчетов – результат спешки при сдачи объекта в эксплуатацию. Но хочется верить, что эксплуатирующая организация с должным уважением отнесется к замыслам архитекторов и постарается со временем все довести, исправить.
     Инженерное решение здания в основе своей является простым и легко выполнимым. Для комплекса училища было принято свайное основание. Повышенная посадка зданий на участки объясняется высоким уровнем грунтовых вод. Конструктивная схема продиктована размерами классов хореографии (12 м на 12 м и 12 м на 18 м).
     Несущими конструкциями подвала служат железобетонные колонны, установленные на ростверки кустов свай. Стены – их бетонных блоков или кирпича по ростверкам и рандбалкам; перекрытия – из плит и настилов, опирающихся на ригели и стены подвала.
     Первый этаж перекрыт железобетонным настилом по ригелям, расположенным поперек здания по верху железобетонных колонн с шагом 6 м и консолями 1,5 м.
Перекрытие перового этажа выполнено в виде жесткой диафрагмы, для чего по верху плит и настилов устроена дополнительная монолитная плита толщиной 4 см, армированная металлической сеткой диаметров 6 мм.
     Несущими конструкциями 2-го и 3-го этажей являются поперечные кирпичные стены толщиной 51 и 38 см, которые располагаются через 12 м. По ним уложены плиты ТТ-12. Поперечная жесткость обеспечивается междуэтажными перекрытиями, формой здания в плане, а также жесткими кирпичными диафрагмами и лестничными клетками. Боковые ограждения 2-го и 3-го этажей выполнены в виде фахверковых конструкций с заполнением кирпичной кладкой, имеющей наружную облицовку.
     Конструктивная схема учебного театра была предопределена габаритами сценической коробки, характером механо-электрооборудования сцены, объемом помещений зрительного комплекса, принятым архитектурным решением целого. Перекрытие зала и сцены выполнено по металлическим фермам пролетом 21 и 30 м. Конструкции наружного ограждения фойе состоят из несущих железобетонных колонн круглого сечения и витражей, вынесенных наружу.
     В заключение хочется сказать, что вступление в строй комплекса академического хореографического училища – большое событие для нашего советского балета.
Ансамбль училища – произведение новой архитектуры, произведение нашего современного искусства.

* * *

     Проект всего комплекса разработан в мастерской № 12 «Моспроекта-1» авторским коллективом, в состав которого входят архитекторы В. Лебедев, А. Ларин, С. Кучанов, инженер Д. Абрамов, конструктор А. Михайлов.
     В разработке отдельных разделов комплекса на разных стадиях проектирования принимали авторское участие архитекторы С. Тюков, В. Маслова, П. Махмудбек, А. Лиховицкий; конструкторы А. Устинов, Ю. Мизонов, А. Полудень; сантехники Ф. Голас, В. Чечик, А. Аир-Бабамян, Л. Алибегова, П. Евсюн, Н. Шубнякова; электрики Е. Косарин, Т. Зайцева, Б. Тевелев.
     Строительство комплекса хореографического училища осуществило СУ-20 треста Мосстрой № 4 (начальник участка П. Софронов, прораб Н. Тескин), а отделочные работы – СУ-78 и СУ-79 треста Мосотделстрой №2.