Альманах МГАХ №11
Май, 2008 г.

Из истории здания Академии хореографии в Москве (2-я Фрунзенская улица, д.5)

     В сентябре 2007 г. исполнилось 40 лет со дня открытия здания Московской государственной академии хореографии на 2-ой Фрунзенской улице. Сюда Московское академическое хореографическое училище переехало из помещения бывшего училища кантонистов на углу Неглинной и Пушечной улиц.
     Согласно официальным документам, справкам и техническим заключениям, и в результате проведенных государственными органами наблюдений и исследований стало ясно, что здание, в котором находилось балетная школа не соответствует современным требованиям по эксплуатации. В техническом заключении № 4173 от августа 1961 г. «о состоянии конструкции дома №6 по Пушечной улице в городе Москве» главный конструктор объекта М. Кахновский подтвердил результаты обследования.
     Решение о строительстве нового здания для училища было принято постановлением Совета Министров СССР от 10-го марта 1961 г. №212 и распоряжением Совета Министров РСФСР от 20 марта 1961 г. за № 1181-р. Проектное задание на строительство училища разрабатывалось Управлением проектирования жилищно-гражданского и коммунального строительства «Моспроект-1». 20 октября 1962 г. Советом Министров РСФСР был утвержден сводный сметно-финансовый расчет в сумме 2,49 млн. руб. А само строение, общая площадь, которого составляет 13905 кв.м. было построено в 1967 году.
     Таким образом, пройдя длинный путь, Московская балетная школа нашла свое место в историческом центре города. Это новое здание для столь уникального учебного заведения было построено, чтобы создать лучшие условия для профессиональной, общеобразовательной и музыкальной подготовки будущих артистов балета. Его проектировали архитекторы В. Лебедев (руководитель), А. Ларин и С. Кучанов, удостоенные в 1969 г. Государственной премии РСФСР. Активное участие в разработке проекта на всех его стадиях принимала директор училища, народная артистка СССР Головкина С.Н.
     Учитывая тот факт, что здание подобного назначения, впервые возведенное в нашей стране, будет влиять на эстетическое воспитание детей с особым эмоциональным восприятием, и то, что учащиеся хореографического училища проводят в помещении училища ежедневно не менее 8 часов, архитекторы проявили определенную требовательность при разработке проекта. В комплекс училища входят помещения: учебные аудитории, рассчитанные на 600 учащихся, интернат на 300 человек и учебный театр, вмещающий около 400 зрителей.
     Внутри здания, построенного в виде каре, обустроенный двор с лавочками, клумбами и декоративными деревьями – место отдыха учащихся и педагогов в летние месяцы года. Именно здесь установлена бронзовая скульптурная композиция «Балет», состоящая из трех фигур юных балерин. Ее автор - скульптор А.Н. Филиппова работала в творческом содружестве с архитектором В. Лебедевым.
     На первом этаже располагается кабинет ректора, а также другие административные и технические помещения, уютная столовая на 300 человек, спортивный зал и медицинский центр, включающий в себя кабинеты терапевта, ортопеда-травмотолога, отолоренголога, стоматолога, физио-кабинет и массажный кабинет. Все они прекрасно оборудованы и оснащены всем необходимым.
     Второй этаж полностью предназначен для занятий специальными дисциплинами. Здесь расположились 20 танцевальных залов с наклонным полом, угол наклона которых (3 градуса), такой же, как в Большом театре. Именно таких параметров стараются придерживаться театры балета в России. На этом же этаже раздевалки и душевые для учащихся.
     А на третьем этаже - 16 аудиторий, рассчитанных на 30 учеников каждый, и учебные кабинеты, в том числе кабинеты химии, физики, биологии, истории, информатики, искусствоведения и класс грима, с соответствующим оборудованием. Здесь будущие артисты балета превращаются в обычных школьников и занимаются по программе общеобразовательной школы. Также на этом этаже находятся интернат на 300 человек, музыкальные классы для занятий фортепиано, учебная часть, читальный зал и фонды библиотеки, содержащей более 50 000 изданий.
     По крытому переходу студенты и педагоги попадают в учебный театр, в этот, первый в жизни учащихся театр, можно пройти из учебного корпуса, а с улицы – через вход, ведущий в двухъярусное фойе. Зеркало сцены учебного театра 16 метров, а глубина 14 м. Здесь в присутствии многочисленных гостей проходят репетиции, концерты, а также ежегодные государственные экзамены. Благодаря стеклянной наружной стене, зрители могут полюбоваться панорамой города. На первом и втором ярусах фойе учебного театра размещаются разнообразные выставки и экспозиции, созданные на основе фондов музея Академии. Они рассказывают о более чем двухвековой истории школы, которая стала неотъемлемой частью всей русской хореографической культуры.
    В общей композиции всего здания этой необычной школы присутствует как строгость и приверженность к классическим канонам, так и желание создать уют и творческую атмосферу для студентов и педагогов. Такое сочетание оказалось необычайно удачным, т.к. большую часть своего времени дети проводят именно здесь – учась, репетируя, выступая с концертами перед своими педагогами, родителями и одноклассниками, что несомненно является подготовкой к будущему выходу на большую сцену музыкальных театров.
Да, многое изменилось с того времени, когда школа обосновалось на 2-й Фрунзенской улице. Постановлением Совета Министров СССР № 102 от 26.01.87 г. училище преобразовалось в Московский государственный хореографический институт. У детей появилась возможность по окончании училища получать высшее профессиональное образование.
    Далее приказом Госкомвуза РФ №661 от 05.05.95 г. институт хореографии реорганизован в Московскую государственную академию хореографии (МГАХ). А 31 марта 2004 года в Академии был открыт отдел дополнительного и послевузовского образования (аспирантура). И это действительно уникальный опыт организации учебного заведения. А уникальность таких реорганизаций школы балета в том, что это единственное место, где учащиеся получают образование на всех уровнях, от среднего до аспирантуры, под одной крышей.
     Таким образом, за 40 лет училище претерпело глобальные изменения, превратившись в настоящий «город танца», храм классического русского балета.

На основе фондов архива и музея МГАХ
Итберг М.